Get Adobe Flash player

Дисграфия

Дисграфия (dis – расстройство, grapho – писать) – частичное нарушение письма.

Этот диагноз ставится при допущении систематических ошибок на письме. При этом вовсе необязательно, что Вы не знаете правил грамматики. Такие ошибки настолько необъяснимы со стороны, что кажутся опечатками. Это замены, пропуски, перестановка букв, вставка лишних, недостаток или избыток пробелов между словами, разделение одного слова на части. Например, "стод" вместо "стол", "кнега"  вместо "книга". Ещё один признак дисграфии у детей - путаница с похожими "внешне" буквами (такими, как прописные «д» и «б», «п» и »т») и лишние "палочки" и "крючки"  у букв «Ш» и «Щ».

Однако не спешите ставить ребёнку диагноз "дисграфия" в дошкольном возрасте - трудности на начальном этапе освоения науки письма естественны. Насторожиться стоит, если школьный "стаж" перевалил за полгода, а ошибки укоренились.

В ходе диагностики определяется один из видов дисграфии:

  • артикуляторно-акустическая - связана с нарушением речевого аппарата и звуковосприятия
  • акустическая - на основе нарушения различия звуко
  • на почве нарушения языкового анализа и синтеза
  • аграмматическая
  • оптическая

Каковы возможные причины появления дисграфии?

  • в первую очередь - неврологические нарушения (ПЭП, родовая травма и другие ), ведь за речь отвечает кора головного мозга.
  • продолжительные соматические заболевания
  • неблагоприятные внешние факторы ("непримерная" речь окружающих, двуязычие, педагогическая запущенность)

Широко распространены случаи, когда дисграфия вызвана сочетанием речевого и нервно-психического расстройств.

В любом случае главное - определить и устранить причину возникновения нарушения письма.

Способствовать появлению дисграфии может и нарушение/отсутствие следующих необходимых  условий развития навыка письма:

  •  все звуки речи произносятся Вами правильно, Вы безошибочно определяете каждый на слух, можете выделить звук на фоне целого слова и определить его местоположение в нём;
  • грамматический навык: Вы умеете согласовывать слова (например, роды существительного и относящегося к нему прилагательного), правильно употребляете предлоги;
  • полноценно сформированы представления о пространстве и времени. У Вас не возникает затруднений в определении формы, размеров, расположения предметов, Вы понимаете последовательность тех или иных явлений.

Письменная речь поддаётся корректировке гораздо сложнее, чем устная. В основе нарушений письма (и как следствие ухудшения успеваемости) чаще всего лежат неисправленные вовремя дефекты звукопроизношения. Вот почему необходимо устранить последние как можно раньше.

Серьёзным препятствием на пути преодоления дисграфии является нарушение речевого слуха. Но, как бы трудна не была проблема, решить её придётся, ведь искажение даже одного звука может оставить высказывание непонятым. Не сомневайтесь: эта проблема вполне преодолима.

Читайте больше о дисграфии и помощи логопеда при нарушениях письма здесь. 

 

Что включает в себя работа над устранением дисграфии?

  • развитие речевого слуха
  • "налаживание" фонематических механизмов
  • тренировку слухового внимания и слухо-речевой памяти
  • звуко-буквенный анализ слов

Специалист-логопед научит Вас отличать твердое произношение от мягкого, а глухое - от звонкого. Самое трудное для ребёнка в этой работе - правильно "перевести" услышанный звук на язык знаков, то есть букв, то есть научиться быстро ориентироваться в стремительном потоке воспринимаемой речи.

Для полноценного и окончательного устранения дисграфии необходимо согласованное сотрудничество логопеда, психолога, невролога и родителей.

Ну а если Вам ещё не пришлось столкнуться с дисграфией, вот несколько рекомендаций для профилактики

 Как только ребёнку исполнилось 2 года, внимательно и систематически проводите анализ его формирующейся речи и поведения: 

  • есть ли трудности в различием речевых звуков
  • достаточно ли он ориентируется в пространстве и времени (осознаёт ли понятия "времена года", "дни недели", «вчера-сегодня», «раньше-сейчас»)
  • нет ли левшества
  • достаточен ли словарный запас
  • соответствует ли норме построение фразы

Если результат такого анализа неудовлетворителен хотя бы по одному из критериев, немедленно начинайте работу над устранением "слабого звена". 

 

Из практики

Женя, 3 класс

Исходные данные: стабильная неуспеваемость по русскому языку,  дизартрия, фиксированные ошибки при письме (не ставит точку в конце предложения, путает буквы Е и З, О и А, не  усвоены правила орфографии 1 класса, предлоги слитно), чтение замедленное и с ошибками.

Из анамнеза: резидуальная энцефалопатия, речь появилась в 4 года.

В ходе диагностики выявились: быстрая утомляемость, отвлекаемость, неврозоподобное поведение, снижение памяти, слабая ориентация в пространстве и времени, низкая мотивация к учебе. Ребенок направлен на обследование и лечение неврологом, параллельно проводились систематические коррекционные логопедические занятия.

Диагноз: нарушение письма смешанного типа.

В результате работы с логопедом количество ошибок на письме сократилось, успеваемость повысилась, ребёнок стал посещать школу с энтузиазмом.

Катя, 2 класс

Неуспеваемость по русскому языку: в письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены букв Б на Д, О на А, У на И, пропуски букв и слогов,ошибки в написании окончаний слов, слитное написание слов, предлогов). Чтение замедленное, с ошибками.

При обследовании выявлена Слабая слухоречевая память: невозможность воспроизвести слоговые ряды, предложения, простую скороговорку. Словарный запас бедный, наблюдается аграмматизм в устной речи. Связная речь не развита. С трудом определяет расположение предметов в пространстве слева - справа Эмоционально-волевая сфера не сформирована. Катя не любит ходить в школу, усилий к учёбе не прикладывает, самооценка занижена. 

Диагноз: нарушение письма смешанного типа.

Направлена на консультацию у психолога и неврологическое обследование.

В результате коррекционных занятий количество ошибок на письме сократилось, успеваемость повысилась, Катя записалась в кружок риторики.

Запись на прием производится по телефону +7(911) 09-383-09
Или вы можете задать вопрос заполнив
форму

Логопед Анна Белик 2000-2011г. Санкт-Петербург

студиЯ веб дизайна