Get Adobe Flash player

Статьи

Дайте «особому» ребенку шанс

Люблю, забочусь, учу, верю. Вопреки!

Как-то, забирая своего ребёнка из школы, я краем уха услышала, как «ссорятся» 10-летние мальчишки. «Да ты даун чтоли?!!». Слышать такое и грустно, и немного страшно. Эти ребята – здоровые, сильные - даже не представляют себе, насколько страшен такой диагноз.
Слово «даун», которое в лексиконе этих мальчишек является чем-то синонимичным слову «дурак», стало почти нарицательным для обозначения умственной неполноценности. 

От такой беды – рождения в семье малыша с синдромом Дауна, увы, никто не застрахован. Каждый год рождаются тысячи таких детей. Что же происходит? Неуловимый, неконтролируемый процесс – мутация на генном уровне, одна лишняя хромосома – и вот на свет появляется неполноценное, чужое внешнему миру существо. 

Они производят довольно гнетущее впечатление. Неправильные, уменьшенные пропорции тела, маленькие глазки. Рот постоянно открыт, язык часто «вываливается». Лицо – неподвижная маска.
Речь отсутствует. Непослушен, невосприимчив к речи, упрям. 

Кажется, выхода нет. Но это не так! Уверяю, что стоит присмотреться к этим детям, попробовать найти к ним ключик. 
Реальное наблюдение из практики: неуправляемый, не реагирующий на слова и просьбы мальчик слышит музыку – игру скрипки. Он прислушивается к музыке. Взгляд становится более осмысленным. Ребенок начинает имитировать игру на скрипке. Вот в его руке – воображаемый инструмент, а вот, в другой, - смычок. Или другой случай. Рассматриваем с «даунёнком» иллюстрированную книгу. На страничке – яркая картинка, а на ней – большой орёл. Ребёнок начинает кружиться, махая руками-«крыльями». Следующая картинка – золушка. Девочка изображает уборку – сметает со стола пыль, старательно «подметает» комнату. 

Значит – понимают. Значит – обучаемы. Значит – не безнадёжны. Вопрос только в том, как с ними занимаются. Это действительно очень важно. Самое главное отличие ребёнка-дауна от нормального малыша лишь в том, что ему требуется колоссальная поддержка, они очень зависимы от педагогической помощи. Если привить «даунёнку» желание учиться, дать мощный стимул к «выздоровлению», окажется, что он вполне обучаем, по крайней мере до уровня общего образования. 

Конечно, первый и самый трудный шаг, который предстоит сделать Вам, родителям, вместе с малышом-дауном, это овладение речью. Ни в коем случае не верьте тем, кто говорит, что это невозможно или ограничивается освоением только примитивной лексики. Тысяча раз неправда! Процесс речевого развития ребёнка с синдромом Дауна не так резко отличается от аналогичного процесса у нормальных детей. На самом деле проблема лишь в том, что родители, испытав потрясение при рождении неполноценного ребёнка, опускают руки, отчаиваются, невольно относятся к нему как к ненормальному в самом плохом смысле этого слова. Подливают масла в огонь и «трезвые» прогнозы врачей («он никогда не будет говорить»), и косые взгляды прохожих, и осуждение знакомых («и зачем уродов плодить»). Никого не слушайте, относитесь к маленькому человечку в первую очередь с любовью и вниманием, всеми силами вселяйте в него уверенность. И, конечно, важно подобрать правильного специалиста-логопеда, который будет помогать малышу осваивать речь до победного конца.

Однако научиться говорить – лишь первая задача. Ведь развитие нормального ребёнка не останавливается на овладении речью (а Ваш ребёнок вполне нормальный, и Вы должны привыкнуть к этой мысли). Сколько информации ему предстоит научиться запоминать, перерабатывать, использовать! Непозволительно думать: «Научился говорить – и слава Богу!». Такая позиция предполагает признание ребёнка ненормальным, означает, что Вы сдались. А в это время в мире миллионы родителей борются за судьбу своего пусть «непростого», но всё же долгожданного ребёнка, всё же человека, имеющего право на полноценную жизнь.

Запись на прием производится по телефону +7(911) 09-383-09
Или вы можете задать вопрос заполнив
форму

Логопед Анна Белик 2000-2011г. Санкт-Петербург

студиЯ веб дизайна