Get Adobe Flash player

Статьи

Дислалия

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (то есть связь между нервными волокнами и органами речевого аппарата работает хорошо).

 

Как определить дислалию?

Произнесение звуков искажено. Ребенок картавит, шепелявит, пропускает звук в речи или заменяет его другим?

 

Определите, какое именно искажение звуков допускает ребёнок (допускаете Вы):

  • искажение свистящих [с], [сь], [з], [зь], [ц] и шипящих [ш], [щ], [ж])[ч], звуков (специальный термин – сигматизм). Звук может заменяться на другой, например на [ф], произноситься дефектно или вовсе отсутствовать. Например, [у нафей кофки фефть котят], [папа надул сярик]. Здесь также важно определить вид «шипяще-свистящего» дефекта: различают  сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, носовой,призубный, шипящий) и парасигматизмы (когда свистящие звуки заменяются свистящими).
  • дефекты произношения звука [л], [ль] (ламбдацизм) . Звук [л] отсутствует или заменяется другим, например звуками [у],[в] или их мягкими парами. Например, [Кукуа ижит  на поуке], [Я наделя кольготочки].
  • дефекты произношения звуков [р], [рь] (ротацизм). Вариантов много: звук [р] отсутствует, произносится гортанно, губами, заменяется на другой звук.
  • неправильное произношение нёбных звуков [к], [г], [х], [й] (каппацизм, хитизм, йотацизм) встречается довольно редко. В таких случаях важно отличить говорное произношение от дефекта речи.
  • дефекты озвончения согласных звуков. Звонкие звуки произносятся глухо Например, «В бочке вода» звучит как [В почке вота].
  • дефекты смягчения согласных звуков.  В этом случае в речи нет мягких звуков, они заменяются твердыми парами: [мне пат лэт].

Чаще всего дислалия проявляется в нарушении произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков.

 

Причины дефекта могут быть механическими(1) или функциональными(2):

  1. Неправильное строение органов речевого аппарата:
    • укороченная подъязычная уздечка. Движения языка вверх затруднено. По этой причине страдает произношение верхнеязычных звуков ( [Р], [Л] и других)
    • языка (массивный неповоротливый язык или слишком маленький, узкий),
    • неправильный прикус (нижняя или верхняя челюсть чрезмерно выдвинута вперед, смещение влево или вправо, часть зубов обеих челюстей не смыкаются и образуют щель между собой)
    • нёба (например, высокое «готическое» нёбо)
    • другие нарушения, которые определит ортодонт

Направление к ортодонту и рекомендации даются логопедом на первичном приеме после того, как он выявляет видимую патологию строения речевого аппарата.

  1. Строение артикуляционного аппарата в порядке, а звуки произносятся неправильно. Возможно, они закрепились по подражанию (у родителей или ближайшего окружения ребёнка есть подобный дефект речи) или появились вследствие педагогической запущенности, двуязычия, недоразвития фонематического  слуха. 

Дислалия часто выявляется  при тугоухости, снижении слуха, умственной отсталости. 

 

Работаем и корректируем

Легче всего устранить дислалию, когда пациенту 5-6 лет. Объяснение довольно просто:  дефекты речи в данном случае являются возрастными, поскольку вызваны заменой молочных зубов на постоянные. Эти нарушения ещё  не укоренились и не связаны с нервной системой.

Однако, если дислалия не исправлена вовремя, дефект ненужным багажом отправляются с человеком во взрослую жизнь. Устранить его уже не так легко, как в дошкольном возрасте, однако при определённых стараниях вместе с компетентной помощью специалиста избавиться от дислалии более чем реально.

Как и любое решение проблемы, исправление речи требует систематизированного и последовательного подхода. Логопед выявит причину нарушения и подберет соответствующие специальные упражнения, направленные на:

  • развитие фонематического слуха,
  • развитие артикуляционного аппарата (гимнастика, массаж)
  • отработку правильной артикуляции(по показу или с помощью специальных логопедических зондов)
  • автоматизации звука в слогах, словах, самостоятельной речи.

Если дислалия – Ваша проблема (или Вашего ребенка), обратитесь к логопеду, настройтесь  на тренировки и их логичный исход – успех!

Запись на прием производится по телефону +7(911) 09-383-09
Или вы можете задать вопрос заполнив
форму

Логопед Анна Белик 2000-2011г. Санкт-Петербург

студиЯ веб дизайна