Get Adobe Flash player

Статьи

Логопед и ортодонт – точки соприкосновения

Проблема пациента: «У меня неправильный прикус, хочу его исправить, ортодонт сказал, что поставит брекет-систему, если будет логопед, который исправит прикус, так как из-за языка зубы стоят неправильно…»

Попробуем разобраться в этом вопросе. Кто что исправляет и за что отвечает? Как взаимосвязаны прикус и произношение?

Речевые проблемы сегодня актуальны как никогда. Неисправленные вовремя изъяны звукопроизношения остаются и у взрослых.

Для правильного речевого развития необходимы следующие факторы: нормальная деятельность коры головного мозга, нормально сформированные органы артикуляции, слух, полноценное речевое окружение.

На первичной консультации (как у логопеда, так и у и ортодонта) производится внешний осмотр ребенка: оценка состояния органов артикуляции и общего физического развития, выявление нарушений осанки, пропорциональности положения головы относительно позвоночника.

Аномалии в строении артикуляционного аппарата практически всегда приводят к нарушению произношения, дикции. К ним относятся:

  • Аномалии твердого и мягкого нёба - это расщелины, высокое «готическое» нёбо. Проявляется в гнусавости, эффекте "речи в нос".
  • Аномалии зубочелюстной системы - сверхкомплектные зубы, неровные зубы, нарушение прикуса. Осложняют автоматизацию звукопроизношения Т, Д, Р, например, при резцовом перекрытии наблюдается шипящий сигматизм.
  • Аномалии прикрепления уздечки языка. При укороченной уздечке язык не может удержаться за верхними зубами, что является причиной невозможности произнесения соноров ( [Р], [Рь], [Л],.[ЛЬ]), звуков [Т], [Д] а также шипящих звуков [Ш], [Ж]). В случае укороченной уздечки ограничивается подвижность языка, что ведет к гипертрофии корня языка, росту миндалин и, как следствие, к гнусавости. При рождении хирург осматривает ребенка, и, если укороченная уздечка затрудняет сосание, «подрезание» производят до первого кормления, иногда до 3 месяцев. В случае, когда операция не была произведена, то с ребенком до 5 лет проводят профилактические упражнения на растяжение уздечки. Если же растяжка оказалась неэффективной, назначают хирургическую операцию под наркозом.

Имейте ввиду, что эти проблемы могут быть наследственными. Однако чаще такие аномалии (особенно неровные зубы) – следствие приобретённых вредных привычек.

Далее на первичном осмотре выявляются факторы риска аномалий строения артикуляционного аппарата, особенно в период «молочного прикуса»:

  • Неблагоприятная наследственность
  • Неправильный образ жизни родителей
  • Осложнения в родах (родовые травмы и прочие)
  • Неправильное вскармливание ребенка
  • Вредные привычки.
  • Скачки роста, ранняя потеря зубов
  • Ассиметрия лица, сглаженность носогубных складок
  • Нарушение осанки. Ассиметрия плеч и лопаток
  • Нарушение функции глотания и жевания.

Внимание! Очень важно присмотреться к вредным привычкам ребёнка, которые формируются, как правило, до 1,5 года. К аномалиям челюстно-лицевого строения приводят такие на первый взгляд безобидные вещи, как сосание пальца, соски; ротовое дыхание и даже подкладывание кулачка под щёку. Позднее появляется привычка спать на спине и запрокидывать голову во время сна, неправильная посадка за столом.

С такими привычками действительно необходимо бороться!

Но больше всего на формирование зубочелюстно-лицевой системы оказывают функции дыхания, глотания и жевания. Что касается первой из этих важнейших функций, самое главное - пресекать ротовое дыхание как привычку, способствующую различным проблемам здоровья и развития речи, затрудненное дыхание приводит к ротовому дыханию.

Как определить что у ребенка ротовое дыхание? Рот всегда открыт, ребенок имеет бледный вид, часто облизывает губы. Ротовое дыхание приводит к деформации верхней челюсти и носовых ходов, образованию аденоидов. Вследствие этого изменяется голос и дикция, страдает эстетика лица, возникает анемия, нарушается мозговое кровообращение.

Функции глотания и жевания в первую очередь сопряжены с проблемами, которые могут появиться при грудном вскармливании. Поэтому следите за соблюдением правил кормления. Если ребенок потребляет только жидкую пищу, то процессы глотания и жевания остаются инфантильными и не развивает мышцы языка, мягкого нёба, рта и мышц шеи.

Стоит обратить самое пристальное внимание на прикус ребёнка, то есть на взаиморасположение его верхних и нижних зубных рядов относительно друг друга при смыкании. Открытый прикус приводит к боковому сигматизму, грозящему нарушением дикции.

Помните, что проблемы речи поддаются коррекции. Логопед педагогическим путем исправит нарушения речи, но не исправит прикус, поэтому, если речевое нарушение – это следствие нарушения прикуса или неправильного строения зубочелюстного аппарата, необходимо устранить «корень зла». Без решения этой проблемы логопед, к сожалению, бессилен.

Только при совместной диагностике логопеда, ортодонта, отоларинголога, хирурга можно выявить нарушение, его причину и устранить нарушение в раннем возрасте.

Детям от 3 лет и взрослым ортодонт подберет адекватные эффективные способы коррекции прикуса. Это стандартные вестибулярные пластинки, трейнеры, профпротезы, активаторы, пластинка с бусинкой, хирургическая пластика языка, удаление сверхкомплектных зубов и другие современные средства.

Всего доброго! И хорошего Вам прикуса!

Запись на прием производится по телефону +7(911) 09-383-09
Или вы можете задать вопрос заполнив
форму

Логопед Анна Белик 2000-2011г. Санкт-Петербург

студиЯ веб дизайна