Get Adobe Flash player

Статьи

Почему ребенок молчит

Откуда берутся неговорящие дети?

  • Вашему ребенку скоро 3 года, а он молчит, отворачивается , когда его спрашивают «как тебя зовут». В активе только «мама, папа, би-би», да еще несколько слов. Речь носит лепетный характер, а должна быть уже фраза и словарный запас 1,5 тысячи слов.
  • ребенок называет одним словом разные предметы , например «кика» – это и кошка и конфета и пирамидка; мычит или показывает пальцем если что-то нужно.
  • Речь появилась, ребенок говорил слова и даже короткую фразу, затем произошло «затухание» речи – ребенок замолчал.
  • Ребенок переставляет слоги в словах, нарушен рисунок слова (слоговая структура слова) , например –«Саша- шаса».
  • Ребенок слова говорит, но его речь похожа на речь иностранца – слова не согласованы между собой, например: кукла дай, папа пошла гулять.
  • По уровню развития Ваш ребенок отстает от своих сверстников (не сравнивать мальчиков и девочек).

Симптомы тревожные, позднее появление первых слов (после 2-4 лет) характерно для детей с тяжелым нарушением речи, слуха, интеллекта, речевого негативизма.

Прежде всего необходимо

  • обследовать слух,
  • пройти полное неврологическое обследование, проконсультироваться с психологом.

Не следует думать, что ребенок ленится или «не хочет» говорить. Дети в этом возрасте не знают усталости.

Необходимо вовремя выявить проблему, найти причину, устранить причину и как можно раньше начинать занятия с логопедом.

Важно правильно провести диагностику и определить что же у ребенка – темповая задержка речи (ЗРР) или общее недоразвитие речи (ОНР), или Алалия. На первый взгляд дети «выглядят» одинаково – МОЛЧАТ!

Однако в процессе логопедических систематических занятий одни дети дают положительную динамику, полностью преодолевая речевые проблемы до поступления в школу, речь же других детей продолжает развиваться по патологическому пути, и такие дети могут обучаться только в специализированных школах.

Причинами задержки речевого развития может быть

  • Неврологические и сенсо-моторные проблемы. Патология беременности, родов, другие нарушения.
  • Социальные проблемы. Педагогическая запущенность. Гиперопека. Недостаточность общения с ребенком: У «неговорящих» родителей и дети неговорящие.

Начиная с года, родители должны уметь в игровой форме направлять развитие речи по правильному пути.

С логопедом начинать стимульные занятия по формированию речи эффективно с 2,5 лет. Система занятий по развитию речи стимулирует моторное, сенсорное, речевое развитие ребенка В соответствии с закономерностями развития ребенка.

Случаи из практики

Богдан, 2.10 года.

Жалобы на задержку речи
Речевое развитие: Понимание речи сохранно. Элементарную инструкцию выполняет.
Строение артикуляционного аппарата: патология строения верхней челюсти
Неречевые шумы распознает. Активно использует жесты.

Активный словарный запас состоит из 2-3 слов модели «Согласный-Гласный» Ориентируется в основных цветах и формах. Общая моторика соответствует возрасту, Внимание достаточно устойчиво. Игровая деятельность целенаправленна. Действия по подражанию выполняет.

Бытовые навыки сформированы по возрасту. позитивен, контактен

Заключение: ЗРР (темповая)

Рекомендовано занятия по развитию экспрессивной речи.

В результате курса10 стимульных занятий активный словарь увеличился до 30 слов, появилась фраза, выучил 5 букв.

Стас 2.7 года.

Жалобы на неразборчивую речь.

Анамнез: роды отягощены.Желудочные проблемы, ПЭП,астено-невротический синдром, гидроцефальный синдром(?). Физиологический слух в норме.

Речевое развитие: гуление, лепет по возрасту. Понимание речи сохранно. Элементарную Инструкцию выполняет. Наблюдаются эхолалии.

Строение артикуляционного аппарата: Движения языка, губ неполные, гиперсаливация; речевое дыхание слабое.

Фонематические процессы: грубые структурные нарушения.

Словарный запас: 5-10 слов на номинативном уровне.

Ориентируется в трех цветах. Конфигурации объемных фигур соотносит. общая моторика соответствует возрасту . Внимание неустойчивое. Действия по подражанию выполняет избирательно. Игровая деятельность – манипулирование игрушкой.

Бытовые навыки сформированы по возрасту.

Заключение: (ОНР-1?), сенсорная алалия? Дизартрия.

Рекомендовано: неврологическое обследование, стимульные коррекционные занятия по развитию экспрессивной речи.

Проведено два курса коррекционно-диагностических занятий. Словарный запас увеличился, появилась фраза, ушли эхолалии, игра стала более целенаправленная. Мама видит большие сдвиги и в спонтанной речи.

Рекомендовано: наблюдение неврологом, занятия с дефектологом, логопедом.

Заключение: ОНР-2, дизартрия.

Запись на прием производится по телефону +7(911) 09-383-09
Или вы можете задать вопрос заполнив
форму

Логопед Анна Белик 2000-2011г. Санкт-Петербург

студиЯ веб дизайна