Get Adobe Flash player

Статьи

Трудности в овладении речью

На разных этапах речевого развития Вашего малыша могут поджидать подводные камни. Не отчаивайтесь: они вполне преодолимы. Однако проблемы в овладении речью требуют самого пристального внимания и тщательной работы, ведь отставание в развитии тех или иных речевых функций мешает общему развитию малыша. Поэтому ни в коем случае не ждите, что всё образуется само собой и приступайте к искоренению проблемы. И чем скорее, тем лучше.

Итак, что должно насторожить родителей при наблюдении за развитием речи детей на разных возрастных этапах?

 

Возраст до 1 года

  1. Если "гуление" в возрасте 3-4 месяцев не усложняется и не переходит в лепет, а угасает, значит, у Вашего малыша серьёзные нарушения слуха. Что делать? Как можно скорее провести обследование слуха и по совету специалиста использовать слуховой аппарат, который позволит успешно развивать речь. Важно не прекращать разговоры с малышом, причем Ваша собственная речь должна быть неторопливой и отчетливой.
  2. К концу первого года жизни у ребёнка не развивается понимание речи при сохранном слухе (проявляется в отсутствии активности речи и подражания)?  Такой пробел говорит о недоразвитии интеллекта – смысловой стороны речи, поэтому Ваша основная задача – стимулирование развития у малыша познавательных навыков.

 

2 года

  1. Отсутствие речи при сохранном слухе. Основное, и самое действенное средство – активное общение со взрослыми с помощью жестов и любых звуков.
  1. Малышу 2,5 года, а речь не появилась. В этом случае необходимо побуждать ребёнка к разговору, а именно поощрять за любые успехи в речи, ставить малыша в ситуацию необходимости сказать что-либо.

 

3 года

  1. Слух сохранен, но в речи нет фраз или присутствуют неправильные по строению фразы. Причина, скорей всего, кроется в общем недоразвитии речи. Это означает, что необходимо использовать главный метод заполнения речевого пробела – стимуляция. Совместные игры, привлечение малыша к работе по дому, чтение простых по содержанию книг – словом, Вам в помощь все те занятия, которые неразрывно связаны с речью и вызывают необходимость разговора. Стройте простые и немногословные предложения, повторяйте ключевые слова в разных падежных формах.
  2. Нарушена плавность речи, есть признаки заикания? Это происходит от переизбытка речевой активности. Чтобы сгладить этот дефект, в первую очередь нужно установить спокойный режим обучения – снизить речевую активность. При ярко выраженном заикании, разумеется, необходимо обращение к логопеду.
  3. Чрезмерно быстрая речь – тоже не норма. Ребёнок часто повторяет слоги и «проглатывает окончания»? В этом случае необходим перевод на "режим" спокойной игры и обеспечение ровной психологической обстановки. Важно! ни в коем случае не фиксируйте внимание ребёнка на его речевых дефектах: не передразнивайте его. Просто попросите его говорить медленнее.

 

4 года

  1. Изъяны в звукопроизношении. Например: заменяет [Ш] на [С], [Ж] на [З], [Р] на [Л], [Л`] или [Й], твёрдые согласные на мягкие. Речь при этом звучит как у двухлетних. Причина – нарушение слуха, решение – обращение к специалисту для его нормализации.
  2. Искаженное произношение согласных звуков: [Р] горловое; [Л] похоже на английское [W]; [С], [З] и [Ц] произносятся межзубно. Такие проблемы – не возрастные, потому нужно как можно скорее обратиться к специалисту за постановкой звука. Закреплением же Вы можете заняться и сами.

 

5 лет

В этом возрасте самый коварный недуг – низкая речевая активность, бедный словарный запас и отсутствие любознательности. Всё это возможные спутники задержки психического развития. Поэтому очень важно как можно активнее стимулировать познавательные интересы малыша: больше читать ему, побуждать к пересказу текстов.

Запись на прием производится по телефону +7(911) 09-383-09
Или вы можете задать вопрос заполнив
форму

Логопед Анна Белик 2000-2011г. Санкт-Петербург

студиЯ веб дизайна