В первую очередь, необходимо сверить состояние речи ребёнка с некоторыми нормативными ориентирами.

Чек-лист

Так, с 2-3 лет ребёнок должен:

  • •  различать понятия "один" и "много";
  • •  повторять цифры в правильной последовательности;
  • •  понимать значение действий и предлогов в конкретной ситуации;
  • •  выполнять такие задания как "покажи, кто сидит, кто идёт”, "положи кубик под подушку/в коробку”;
  • •  отвечать на такие вопросы как “на чём ты сидишь?" и уметь задавать их;
  • •  понимать сказки и рассказы.
  • •  Словарный запас при этом должен достигать 1000 слов; фраза - 5-8 слов.

Если речь ребенка не соответствует большинству перечисленных норм, необходимо проконсультироваться со специалистами и найти причину. Часто она кроется в первую очередь или в значительной мере в неблагоприятном речевом окружении (быстрая, сбивчивая и невнятная речь, которую слышит ребёнок, обращённое к нему “сюсюканье”) - и/или в недостатке речевой практики.

Конечно, полностью контролировать коммуникативную атмосферу невозможно: ребёнок впитывает всё как губка, овладение речью происходит автоматически, неосознанно, имплицитно. Но есть ряд практик, внедрение которых может значительно улучшить ситуацию.

Pекомендуется

  • •  Следить, чтобы остальные члены семьи говорили грамотно: ребёнку необходимы правильные образцы для ориентации.
  • •  Следить за тем, чтобы ребёнок слышал и видел взрослого, который к нему обращается. .
  • •  Говорить с паузами, чтобы дать ребенку возможность услышать, понять, повторить и/или дать ответную реакцию.
  • •  Поощрять любую речевую инициативу ребёнка.
  • •  Комментировать/называть действия, осуществляемые ребёнком и окружающими его людьми.
  • •  Развивать память и внимание через игру. Например, построить башню, проговаривая, в какой последовательности располагаются элементы. Затем разрушить постройку и попросить ребенка построить такую же.
  • •  Развивать способность к подражанию через копирование жестов, действий, мимики, движений животных и других людей.
  • •  Развивать слуховое внимание с помощью анализа звуков и шумов. Например, если раздался лай собаки или шум мотора, спросить: "Что ты слышишь?”
  • •  Максимизировать работу мышц артикуляционного аппарата самыми разными способами - в том числе употреблением жесткой пищи (овощей, фруктов)
  • •  Развивать мелкую моторику с помощью игр с крупами и мелкими предметами (например, прищепками), застегивания пуговиц, лепки.
  • •  Развивать дыхательный аппарат: выдувать мыльные пузыри, задувать свечу, дудеть в дудку и т. д.
  • •  Если в возрасте 1,5–2 лет ребенок всё ещё сосёт пустышку и/или грудь, необходимо отучать от этой привычки.




Вернуться к списку статей

Информацию о ценах вы можете посмотреть в соответствующем разделе.