В первую очередь, необходимо сверить состояние речи ребёнка с некоторыми нормативными ориентирами.
Чек-лист
Так, с 2-3 лет ребёнок должен:
- • различать понятия "один" и "много";
- • повторять цифры в правильной последовательности;
- • понимать значение действий и предлогов в конкретной ситуации;
- • выполнять такие задания как "покажи, кто сидит, кто идёт”, "положи кубик под подушку/в коробку”;
- • отвечать на такие вопросы как “на чём ты сидишь?" и уметь задавать их;
- • понимать сказки и рассказы.
- • Словарный запас при этом должен достигать 1000 слов; фраза - 5-8 слов.
Если речь ребенка не соответствует большинству перечисленных норм, необходимо проконсультироваться со специалистами и найти причину. Часто она кроется в первую очередь или в значительной мере в неблагоприятном речевом окружении (быстрая, сбивчивая и невнятная речь, которую слышит ребёнок, обращённое к нему “сюсюканье”) - и/или в недостатке речевой практики.
Конечно, полностью контролировать коммуникативную атмосферу невозможно: ребёнок впитывает всё как губка, овладение речью происходит автоматически, неосознанно, имплицитно. Но есть ряд практик, внедрение которых может значительно улучшить ситуацию.
Pекомендуется
- • Следить, чтобы остальные члены семьи говорили грамотно: ребёнку необходимы правильные образцы для ориентации.
- • Следить за тем, чтобы ребёнок слышал и видел взрослого, который к нему обращается. .
- • Говорить с паузами, чтобы дать ребенку возможность услышать, понять, повторить и/или дать ответную реакцию.
- • Поощрять любую речевую инициативу ребёнка.
- • Комментировать/называть действия, осуществляемые ребёнком и окружающими его людьми.
- • Развивать память и внимание через игру. Например, построить башню, проговаривая, в какой последовательности располагаются элементы. Затем разрушить постройку и попросить ребенка построить такую же.
- • Развивать способность к подражанию через копирование жестов, действий, мимики, движений животных и других людей.
- • Развивать слуховое внимание с помощью анализа звуков и шумов. Например, если раздался лай собаки или шум мотора, спросить: "Что ты слышишь?”
- • Максимизировать работу мышц артикуляционного аппарата самыми разными способами - в том числе употреблением жесткой пищи (овощей, фруктов)
- • Развивать мелкую моторику с помощью игр с крупами и мелкими предметами (например, прищепками), застегивания пуговиц, лепки.
- • Развивать дыхательный аппарат: выдувать мыльные пузыри, задувать свечу, дудеть в дудку и т. д.
- • Если в возрасте 1,5–2 лет ребенок всё ещё сосёт пустышку и/или грудь, необходимо отучать от этой привычки.