Логопедия (от греч. logos — слово, речь и paidea — воспитание, обучение) – наука, которая изучает аномалии речи, исследует природу и механизмы нарушения речи, предлагает способы их коррекции и предупреждения нарушений речи путём специального обучения и воспитания.
Логопедия подразделяется на дошкольную, школьную и взрослую.
Логопед (Speech Therapist) – специалист, который занимается выявлением, профилактикой и коррекцией нарушений речи.
Логопед учит говорить правильно и красиво.
Преодоление речевых нарушений логопедом осуществляется только педагогическим путём. Однако как правило требует врачебного сопровождения (взаимодействия с такими специалистами, как невролог, хирург, отоларинголог, психолог, психотерапевт).
Квалификация логопеда определяется уровнем образования, стажем, опытом.
Нарушение речи – это отклонение от нормы.
Речевые изъяны делятся на нарушения устной речи и нарушения письма. Устная речь – это речь, которую мы слышим, и именно в ней речевые нарушения проявляются в первую очередь. Письмо - это речь, выраженная посредством знаков - букв.
Недостатки речи различны по своей природе и проявлениям, по степени выраженности. Одни из недостатков касаются только произношения (например, дислалия и дизартрия), другие проявляются и в дефектах произношения, и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), а также захватывают лексику и грамматику (например, алалия, афазия).
Существуют также отклонения в речевом поведении, возникающие в процессе формирования речи и приводящие к заиканию.
Ниже приведены наиболее распространенные и изученные формы речевых нарушений, которые выделены в зависимости от нарушенного процесса. Внутри каждой из форм речевых нарушений существуют виды и подвиды.
Нарушения устной речи:
- • Нарушение звукопроизношения (косноязычие): дислалия, дизартрия, анартрия
- • Полное или частичное отсутствие речи у детей с последующим патологическим развитием речи - алалия
- • Утрата уже имеющейся речи речи – афазия
- • Общее недоразвитие речи (ОНР: 1,2,3 уровни)
- • Задержки развития речи (ЗПР-задержка психического развития, ЗРР-задержка речевого развития, ТЗРР-темповая задержка речевого развития)
- • Речевой негативизм (ребёнок молчит, отказ от речевого общения): аутизм, мутизм
- • Расстройства голоса (полная его утрата или неполноценность): афония, дисфония
- • Нарушение тембра голоса: ринолалия (гнусавость)
- • Заикание – нарушение плавности речи: запинки, паузы в результате судорог органов речевого аппарата. Бывает неврозоподобная форма заикания и невротическая (логоневроз)
- • Расстройства темпа и ритма речи (логоневроз, заикание, спотыкание, полтерн, тахилалия, брадилалия)
- • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение звукопроизношения и несформированность навыков фонематического восприятия, анализа и синтеза
- • Задержки развития речи при нарушениях интеллекта и психики
- • Трудности в обучении чтению
- • Специфические нарушения чтения – дислексия
- • Трудности формирования письма
- • Специфические стойкие нарушения письма – дисграфия
- • Стойкая неуспеваемость по русскому языку: неспособность использовать орфографические правила – дизорфография
- • Потеря способности писать – аграфия
Нарушения письменной речи: